среда, 30 сентября 2015 г.

                                        Алгоритм написания эссе.
1.Внимательно прочитайте все темы ( высказывания) предлагаемые для написания эссе.
2.Выберите ту которая будет отвечать нескольким требованиям;
 а) интересна вам
 б) вы понимаете смысл высказывания ( чтобы понять поняли ли вы смысл высказывания воспользуйтесь приемом перифраза, т.е. скажите тоже самое, но своими словами)
 в) по данной теме есть что сказать ( можете привести не менее трех аргументов и не менее трех примеров, подтверждающие ваши аргументы, можете использовать в контексте эссе не менее пяти обществоведческих терминов)
3. Выделить основную социальную проблему, которую подымает автор высказывания, и попытайтесь выделить все компоненты данной проблемы.
4. Набросайте аргументы «за» и/или «против» данного высказывания ( если вы наберете аргументы «за» и «против» высказывания, то ваше эссе может, носить полемический характер)
5. Для каждого аргумента подберите примеры, факты, ситуации из истории или общественной жизни, личного опыта и т.д.
6. Еще раз просмотрите подобранные иллюстрации : использовали ли вы в них свои знания по предмету ( теоретические знания, термины обществоведческого блока, написание которого вы выбрали, (если вы пишите эссе по экономике, то соответственно экономические термины, если по праву, то – правовые и т.д.) факты общественной жизни или примеры из истории или биографии выдающихся людей )
7. Подумайте, какие литературные приемы вы будете использовать, чтобы сделать язык вашего эссе более интересным, живым ( сравнения, аналогии, эпитеты). Обратите внимание, что есть две формы написания эссе.
Первая, в форме монолога, т.е. ваших рассуждений. В этом случае, в эссе должны постоянно присутствовать  фразы :
«я думаю», «мне кажется», «я понимаю это так ..», «я могу привести следующие суждения, чтобы доказать …» и т.д.
Вторая форма написания эссе диалоговая. В этом случае, вы как бы рассуждаете вместе с экзаменатором. В таком эссе, уместны следующие фразы:
«думаю, что вы со мной согласитесь, что…», «мы с вами приходим к пониманию того, что…», «давайте подумаем почему…»
Обращаю ваше внимание !!! Диалоговая форма не исключает требования высказывать свою точку зрения на социальную проблему, которая обозначена вами в эссе.
8. Расположите подобранные аргументы и/или контраргументы в последовательности на черновике. Это и будет ваш условный план написания эссе. Посмотрите, что бы аргументы логически были взаимосвязаны, примеры были разноплановые, к каждому аргументу подберите соответствующий пример. Может получится, что один пример проиллюстрирует два аргумента. Тогда обязательно используйте дополнительные примеры к каждому аргументу.
9. Начинать написание эссе нужно с введения. Категорически нельзя начинать с фразы: «я согласен с автором этого высказывания ». Категорически нельзя написать саму фразу или пересказывать её содержание. Экзаменаторы знают по какой теме вы пишите.
Во введении вы должны обозначить социальную проблему, которую подымает автор высказывания !!! Во введении вы должны объяснить выбор именно этой темы вами, актуальность данной социальной проблемы.
Шаблоны для введения:
«Для меня эта мысль, высказанная … (кем-то) является ключом к пониманию ….»
«Поразительный простор для мысли открывает это короткое высказывание …»
«Никогда не думал(а), что меня заденет идея о том что … »
«Выбор данной темы продиктован следующими соображениями ….»
«Социальная проблема, которую поднимает автор высказывания как нельзя актуальна в современной политике (экономике, обществе и т.д. ) …»
«Интересную мысль высказал …(кто-то) в (каком-то) веке. И она до сих пор актуальна или остается не решенной….»
10.В основной части вы излагаете свои мысли в соответствии с тем планом, который набросали на черновике. Не забывайте, грамотно и со смыслом употреблять обществоведческие термины. Но не превращайте своё эссе в терминологический диктант !!! Термины должны работать на тему вашего эссе, а не просто использоваться. Располагайте аргументы, суждения логически, чтобы была видна общая мысль, которая раскрывает социальную проблему высказывания :
Шаблоны :
/ «Во первых …», «во-вторых…», «в третьих…» /
/ «Рассмотрим несколько подходов …. Например, ….»/
/ «Проиллюстрируем это положение следующим примером ….»/
           Для полемического эссе:
/ « С одной стороны … я могу согласится с …. И привести следующие примеры …Но с другой стороны…я могу и так рассмотреть данную проблему или привести другие примеры»/
/ « Давайте посмотрим на подымаемую автором высказывания социальную проблему с точки зрения права ( экономики, философии и т.д.»/
11.Заключение должно содержать общий вывод по вашему эссе. Вот тут обязательно и уместно либо согласиться с автором суждения, либо не согласиться. Заключение должно подвести ИТОГ, как бы поставить точку по данной социальной проблеме. Не допустимо пускаться в заключении в новые размышления или определять перспективы данной проблемы.
Шаблоны для заключения :
«И подводя итог вышесказанному, я …»
« И в заключении, я хочу сказать, что …»
« Итак, мы с вами рассмотрели данную проблему и можем делать следующие выводы…»
« Тема, поднятая автором настолько многогранна, что …. Но я пришел к выводу, что ….»
12.Объем эссе 150-200 слов. Помните, что отличие эссе от сочинения заключается в том что это не размышление на заданную тему, а доказательство или опровержение высказывания. Ваше эссе должно раскрывать социальную проблему суждения. Помните, что эссе литературный жанр, но не стоит приводить примеры из произведений литературы. Но писать литературным языком вы обязаны. Проверяйте грамотность своего эссе, которое вы написали на черновике. Помните, что введение, основная часть и заключение начинаются с красной строки.

13.Можете переписывать свое эссе на чистовик. ЖЕЛАЮ УДАЧИ !!! У вас всё получится. 

1 комментарий: